Услуги

Управление современным производством

Общие замечания к обучению

 

Руководители цехов и участков на крупном производстве - это, по армейским меркам, первая “старшая офицерская” должность. Должность соответствует армейскому майору, а масштаб деятельности - батальонному звену. В свою очередь, батальонное звено является в армии граничным - это первый уровень, на котором задачи решаются “под ключ”, комплексно и круглосуточно. Для управления таким ответственным набором задач батальону положен даже собственный штаб.

Соответственно, должность начальника участка и начальника цеха - пограничная. Она требует иных знаний и навыков, в сравнении с почётной должностью мастера или бригадира. Начальник цеха управляет уже не конкретными людьми, а отдельными подразделениями-коллективами. Причём разнородными, специализирующимися на разном оборудовании и операциях. Кроме того, именно начальник цеха осуществляет самую активную коммуникацию и взаимодействие с “соседями” и высшим руководством, активно использует не подчинённые ему напрямую структуры и подразделения.

В итоге начальника цеха нужно учить общаться со всем и всеми, с кем он взаимодействует/соприкасается. Особенно важно учить его общаться… с будущим, как реактивно (оценка последствий), так и проактивно (формирование  картины желаемого будущего).

Иными словами, командир “производственного батальона” должен учиться.

Первое - предвидеть/создавать варианты будущего, планировать текущую и будущую работу цеха, его потребности в основных средствах (включая персонал и его качества) и в материалах, обосновывать планы развития и текущие потребности, которые нет возможности решить своими силами, продумывать и осуществлять маневр ресурсами.

Второе - “держать руку на пульсе”. Оценивать, измерять, чувствовать - контролировать (в хорошем смысле этого слова) текущую и перспективную ситуацию и её отклонение от Генеральной Линии.

И третье - доводить всё это до результатов руками целых коллективов:

·         через подчинённых непосредственно руководителей,

·         через воспитанных лично руководителей нижнего звена,

·         через транслируемую уверенность в людях и победе.

 

План работы с участниками

1.      Что такое “управление современным производством” в высшей своей стадии, на примере атомной промышленности и космонавтики. Как это выглядит со стороны и как устроено “изнутри”.

a.      Чем это отличается от реальности большинства случаев. Формула Скорость + качество + себестоимость = ?

2.      Масштаб действий и универсальная схема описания производства. Четыре “кита”, каждый из которых может и везти… и подвести: технология, экономика, психология и социология цеха.

3.      Общая задача: уяснение для себя. Время, качество, себестоимость и иные показатели, по которым можно оценивать работу.

a.      Важное отвлечение. Не бойтесь гордиться!.. или как правильно преподносить свои победы.

b.      Практикум. Предлагаем критерии оценки своей работы и работы цеха.

4.      Модель работающего цеха. Что можно улучшить и где роль начальника цеха.

a.      Практикум. Разбиваем задачу на подзадачи для наличных и возможных подразделений.

b.      Практикум “Слепые строители”. Разбор практикума.

5.      Заблуждения. Себестоимость, производственный цикл, средняя температура и иные математические операции: где граница смысла.

6.      Деловые игры в производство. Осмысление производственной цепочки и своего места в ней. Два ключевых вопроса:

a.      когда выявится наша “халтура” и

b.      во сколько это обойдётся?

7.      Расчёт и планирование ресурсов. Запасы и “ефрейторские зазоры”.

a.      Как правильно обосновать дополнительную потребность в ресурсах и расшить ограничения во времени. Альтернативные издержки и недополученая прибыль.

b.      Как выявить непропорциональные запросы подчинённых.

c.       Сменные задания и контроль выполнения: инструментальный, отчётность, аналитика.

8.      Использование ресурсов на практике: практикум анализа сложных ситуаций и выхода из них.

9.      Распределение работ и планирование загрузки.

a.      Формирование задач для различных типов подразделений.

b.      Анализ результат-время-ресурсы-затраты и планирование загрузки, исходя из его результатов. Практикум.

c.       Резервы на экстренную замену: в каком объёме и форме их делать. Практикум.

10.  Правильная расстановка рабочих соответственно их специальности, квалификации, технологии производства.

a.      Главные факторы расстановки: результативность, себестоимость и риски. Оценка и регулирование.

b.      Психология и социальность: почему люди не хотят выполнять определённые “непопулярные” работы и как их на это организовать.

11.  Организация рационального взаимодействия между рабочими на участке, а также с цеховыми службами, выполняющими функции обслуживания.

a.      Схемы перемещения материалов и информации между рабочими местами. Принципы канбан.

b.      Что мешает материалам и информации двигаться. Практикум: составляем список “узких мест”.

c.       Практикум: предлагаем решения канбан, соответствующие сегодняшнему уровню технологий.

12.  Выбор рационального режима труда и отдыха в условиях больших индивидуальных различий рабочих, работающих совместно.

a.      Основы теории и практики Тейлора и Гастева.

b.      Общие сведения из физиологии физического и умственного труда. Связь с “настроением”.

c.       Основные ритмы работы: 30 и 90 минут. “Перезагрузка” ритмов в начале смены.

d.      Контроль усталости, спешки и невнимательности.

13.  Разъяснения и информация:

a.      для подчинённых;

b.      для руководства;

c.       для “смежников”;

d.      для “соседей”.

14.  Использование возможностей “соседей” и ресурсов руководства. Прикомандированные и приданные ресурсы.

a.      Техника.

b.      Психология.

c.       Социология.

d.      Организация.

15.  Обеспечение в установленные сроки выполнения цехом/участком плановых заданий.

a.      Практикум: составляем список действий, которые руководитель должен сделать сам или лично проконтролировать.

b.      Контроль “по точкам” и “общее наблюдение”. Практикум: составляем карту обхода цеха и контрольных остановок.

c.       Краткосрочные напоминания и мотивации с учётом особенности личности исполнителей.

d.      Решение вопросов “вне имеющихся прав”. Практикум: разработка схем эскалации вопросов и проблем.

16.  Подведение итогов.